Акватик

«Эксперт-Юг»: Определён план проектирования Багаевского гидроузла

Вопрос изъятия земель должны решить до выхода проекта строительства из экспертизы

До конца июля текущего года генеральный проектировщик строительства Багаевского низконапорного гидроузла (Ростовская область) столичная проектно-строительная гидротехническая компания АО «Акватик» сдаст генплан на утверждение в Главгосэкспертизу. Общая стоимость строительства определена в 22 миллиарда рублей.
О планах по проектированию гидроузла сообщил на заседании Морского совета при правительстве Ростовской области руководитель компании-застройщика ФБУ «Азово-Донская бассейновая компания» Сергей Гайдаев. По его словам, после завершения проектирования первого этапа подготовки проектной документации (строительство дороги, объектов генерации, причалов, проведения инженерных изысканий и пр.) предстоит провести её публичный технологический и ценовой аудит. А затем и общественные слушания по воздействию на окружающую среду с участием населения прилегающих территорий.
Предполагается, что гидроузел, водохранилище и гидротехнические сооружения займут отчуждаемую территорию в 1060 гектар в районе хутора Арпачин. Здесь же между островами будут сооружены два шлюза. Параллельно должен быть построен посёлок эксплуатационников (32 домика с приусадебными участками), так как найти специалистов узкого профиля среди местного населения не представляется возможным.
Министерство транспорта РФ, являющееся основным бенефициаром развития судоходства по Дону, уже заявило, что строительство Багаевского гидроузла с проведением необходимых дноуглубительных и русловыправительных работ должно гарантировать безопасные условия плавания на самом сложном участке судоходства. Углубление фарватера позволит сократить количество перекатов, на которых запрещено расхождение и обгон судов, увеличит радиус закругления на отдельных перекатах, тем самым сократив предпосылки посадок на мель и возможные техногенные катастрофы на Нижнем Дону. Кроме того будет снижен ежегодный объем эксплуатационных дноуглубительных работ при наращивании провозной способности флота без увеличения количества судов, что скажется на положительной рентабельности судоходства, позволив владельцам профильных компаний направить дополнительные средства на модернизацию и строительство новых современных судов.
Представители самих судоходных компаний считают, что обеспечение проходной осадки в районе Багаевского гидроузла на уровне 4 метров скажется на увеличении объёма грузопотока сразу на 40 процентов. С другой стороны, повышение безопасности судоходства будут прямо пропорциональны сокращению негативного воздействия на экосистему Дона, чего сегодня так опасаются «зелёные».
«Проектирование предполагает не только подготовку проектной документации и прохождение экспертизы, но и общественные слушания, где все заинтересованные жители Дона смогут высказаться, – рассказал заместитель главы Росморречфлота Виктор Вовк. – Все проблемы, связанные с Росрыболовством, сельским хозяйством, водозаборами, будут учитываться. Никто не останется обделенным. Делается все, чтобы сохранить биоресурсы и ни в коем случае не ухудшить ситуацию».
Несколько лет назад в области был сооружен рыбоходный канал в обход Манычского гидроузла, по которому рыба проходит в Маныч. Когда же будет построен Багаевский гидроузел, вода соединится с Манычем и возможности для нереста рыб будет гораздо больше. Кроме того, в условиях строительства Багаевского гидроузла обязательно будет прописано возведение рыбоходно-нерестового канала протяженностью 7,6 км в пойме Дона за хутором Калининым, чтобы рыба, идя на нерест, могла миновать гидроузел и выходила в Дон.
Проектом предусмотрен ряд компенсаций для бизнеса и населения (уже установлено, что в зону подтопления может попасть лишь незначительная часть отдельно стоящих самовольно возведенных строений). По мнению Виктора Вовка, «решение, принятое правительством России, о строительстве Багаевского гидроузла – это единственный вариант решения проблемы маловодности. Это общая проблема, которую нужно решить. Мы хотим, чтобы улучшилась водохозяйственная обстановка, в том числе и для транспорта. Строительство низконапорного гидроузла на Нижнем Дону – это основное мероприятие, которое обеспечит нормальное функционирование Цимлянского водохранилища в условиях этой низкой водности».
Подробности.
Made on
Tilda